Список форумов Знаки времён:жизнь и судьба

Знаки времён:жизнь и судьба

Добро пожаловать на форум!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Являются ли караимы евреями?
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Знаки времён:жизнь и судьба -> Новый форум №1
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Ср Июн 08, 2011 9:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Караимы в Х1Х нач. ХХ в. играли заметную роль в жизни России. В Москве они владели жилыми домами, машиностроительными заводами, конезаводами; почти всей табачной промышленностью в Крыму, Москве, Петербурге и Киеве. (Фабрики «Духат», «Ява» и др.). Караим Арабаджи был избран председателем купеческой гильдии в Москве.
В начале ХХ в. в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу – один миллионер).
Особенно привлекала караимов во все времена карьера военного от профессиональной армии Хазарии до современности. Были среди караимов и казаки. Эльяш Караимович имел звание полковника реестровых казаков Запорожской сечи, а затем – звание гетмана, но был убит людьми Богдана Хмельницкого в борьбе за власть. Уместно сегодня в предверии 150-летия крымской войны сказать, о прославившихся караимах в обороне Севастополя (1854-1855 гг.), в освободительной войне на Балканах (1877-1878 г.), во время русско-японской войны. В 1904 г. во всей России и за границей было известно имя караима поручика М. Тапсашара, геройски погибшего в бою. Японцы потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и со всеми военными почестями передали русским. По приказу японского императора была сделана копия с его сабли и помещена в военный музей в Токио, а подлинная возвращена русскому командованию.
Последним слугой старой России называют генерала Якова Кефели (1876-1962). Герой Порт-Артура, доктор медицины, генерал и последний представитель царской России в международной организации (Международный санитарный Совет для Ближнего Востока – распущен в 1923 г.).
Маршал Советского Союза Радион Яковлевич Малиновский (1889-1867) – достойно продолжил боевые традиции караимов в служении России. Последние 10 лет жизни был министром обороны СССР.

_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 13, 2012 1:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

--------------------------------------------------------------------------------

Караимы (караиты) в переводе с древнееврейского «чтящие», «почитающие» — первоначально секта в иудаизме, созданная во второй половине VIII века н.э. Ананом Ганаси бен-Давидом в Багдаде.
Постепенно караимизм находит распространение в еврейской среде. Особенностью его приверженцев является отрицание Талмуда при почитании Ветхого Завета.

С XIV века письменные источники фиксируют караимов в Крыму. Видимо, тогда же в результате политики князей Великого Княжества Литовского по привлечению торгово-ремесленного населения они появляются на территориях современных Литвы, Западной Украины, Польши, где живут и в настоящее время.

В период Крымского ханства караимские общины имелись на Чуфут-кале, Мангупе, в Гезлеве (Евпатория), Солхате (Старый Крым), Кафе (Феодосия). Со временем религиозная общность приобретает черты этнической.

Крымские караимы относятся к группе восточноевропейских караимов. Их разговорным языком является диалект крымскотатарского, языком религии древнееврейский.
После присоединения Крыма к России (с ее официальным антисеййтизмом) караимы постоянно стремятся подчеркнуть свое отличие от евреев, прося и получая от властей различные льготы и привилегии.

В XIX веке известным караимским собирателем древностей А. С. Фирковичем выдвинута гипотеза о появлении в VI веке до н.э. в Крыму вместе с войсками персидского царя Камбуза израильтян вавилонского пленения, которые, перенимая от местного тюркского населения обычаи и язык, смешались с хазарами, образовав этнос караимов.
При этом подчеркивалось, что эти израильтяне попали в Крым до Рождества Христова и не причастны к распятию Христа.

В советское время, учитывая доминанту этнического фактора над религиозным, в среде крымских караимов возобладала «хазарская теория» их происхождения, по которой они представлялись потомками хазар, принявших караимскую форму иудаизма.
Эти гипотезы и теории неоднократно подвергались критике рядом серьезных исследователей.

В годы второй мировой войны караимы в Крыму в отличие от евреев и крымчаков не подвергались уничтожению фашистами.
Не были они, за исключением нескольких десятков, высланы из Крыма в сороковые.


Современные караимы, включая выходцев из Крыма, проживают также в Израиле (около 20 тыс. человек), Стамбуле, Париже, небольшие общины имеются в США, Канаде, Австралии.
В большинстве своем они считают себя частью еврейского народа, отличаясь исключительно особенностями религии.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Сб Янв 26, 2013 1:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Считается, что ехать в Москву караимов агитировал первый российский хозяин Крыма Василий Репнин, ведя переговоры с духовным главой караимов, гахамом Шамуэлем-Ага бен Авраамом. Первые караимские семьи отбыли в Москву в 1748 году. Последующие сто лет для московских караимов прошли без особых событий. В 1861 году караимы Абрам Зурна, Самуил Габай с женой Анной Мирчи и Абрам Капон основали первую в Москве табачную фабрику. Когда Самуил Иосифович Габай умер, фабрику принял его сын Иосиф Самуилович. Она расцвела, приросла торговым домом и в 1891 году стала известной нам «Явой». Затем случился октябрьский переворот. Однако большевики тоже хотели курить. А посему оставили Иосифа Самуиловича красным директором «Явы».

За год до XX века еще один караим решил, что Москва одной «Явой» не накурится. И основал «Дукат». Был это Илья Давыдович Пигит. Именно он под фамилией Эльпит увековечен Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Он владел домом, что ныне известен как дом Булгакова. Говорят, домовладельцем он был довольно либеральным -- даже злостных неплательщиков не выгонял до последнего. Зная о том, дом облюбовала московская богема. Здесь стрелялся Рябушинский -- к счастью, выжил. Здесь Есенин нашел Айседору. Здесь жили Кончаловский, Суриков и Лентулов. Фабрику «Дукат», дом на Большой Садовой и три с половиной миллиона золотом, по нынешним временам огромное состояние, Илья Давыдович завещал не семье и наследникам, а всей московской караимской общине. Меценатами и филантропами были многие караимы. Абрам Катык, основатель нынешнего Первого часового, до октябрьского переворота раздавал стипендии бедным студентам. После революции -- сам умер в нищете, оставшись простым служащим в Совпольторге.

Федор Бурче в те дни начал жизнь с нуля. Жил себе владелец литографии -- и вдруг проснулся никем. Сел за студенческую скамью нынешней Бауманки, и стал не просто коммунальником, а основоположником российской коммунальной науки! Первый мусоросжигательный завод в Москве выстроен по его проекту аж в 1924-м. Первый крематорий -- в 1927-м. Именно Федор Яковлевич Бурче придумал хорошо знакомые нам типовые общедоступные советские бани, сеть пунктов приема белья в стирку и тандем «прачечная при бане». Придумал основательно -- как мы видим, система пока жива. Она пережила страну и строй, где была зачата.

О караимах, живущих здесь и сейчас, почти ничего не знают. Чаще всего (по тюркским или ветхозаветным именам или фамилиям) их принимают то за татар, то за евреев.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Пн Апр 22, 2013 8:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ниже следуют фрагменты из книги Лоуренса Олифанта «Русские берега Черного моря» (главы XX и XXI), где говорится о караимах - жителях города и окрестностей Чуфут-Кале в южной части Крыма.

Использованное издание: Laurence Oliphant. The Russian Shores of the Black Sea. Koeln: Koeneman Verlagsgesellschaft mbH, 1998.
Перевод с английского.

Глава XX.

Приятно и неожиданно было из Севастополя, города бараков и пристаней, попасть в Бахчисарай, этот «сераль садов», и почувствовать разницу! Изолированная от мира, окруженная весьма впечатляющими скалами и утесами, осененная необычайно пышной зеленью, здесь расположилась древняя столица крымской Татарии; над нею высится лес тонких, как свечи, минаретов и высоких трепещущих тополей – все это простирается по всей узкой горной долине, и только данные признаки указывают на то, что под покровом спрятались жилища...


Еврейская крепость Чуфут-Кале. Рисунок Лоуренса Олифанта

Как приятно было, оставив грубое северное варварство, погрузиться в этот мир восточной цивилизации, пусть и не так высоко развитой... Но и как нелегко было допустить, что полный достоинства татарский воин, приветствовавший нас словами «Сабани хаир!», был такой же подчиненный, как, например, его лапландский соотечественник и что их общий правитель, который как раз пребывал всего милях в тридцати отсюда со своими московскими подданными, казалось, пренебрег этим городом, бывшей столицей царства, правители которого когда-то заставляли трепетать его предков.
Он мог изменить судьбы Европы дним всего словом в адрес тех сил, которые он инспектировал в тот момент, но жители Бахчисарая так же гордо пренебрегали своим императором, как он – ими, и судьбы Европы их совершенно не интересовали.

Накануне вечером узкая главная бахчисарайская улица города была тиха, но теперь она наполнилась жизнью и движением. Протяженность ее – около мили, и она так узка, что на ней вряд ли разъедутся две встречные повозки.
К счастью, такая необходимость возникает редко, а весьма занятую делами, снующую по улице толпу – состоит она почти полностью из татар, караимских евреев и цыган – вообще какое-либо колесное средство только потревожило бы.

Когда мы смешались с этим неописуемым населением, наше внимание привлекло огромное разнообразие физиономий и костюмов, а также богатейшее разнообразие выставленных на продажу товаров в открытых улице лавках. Последние вообще не имеют передних стен, а на ночь из закрывают деревянными ставнями, которые в дневное время служат прилавками.
За ним, как правило, сидит, скрестив ноги, сам владелец, погруженный в изготовление того, что он продает, и отрывается от своего дела лишь с прибытием покупателя.

Мы прошли уже вдоль всей главной улицы и попали на небольшую площадь, на правой стороне которой располагался далеко по свету знаменитый Ханский дворец. Мое внимание, однако, скорее обратилось на многочисленную группу женщин, которые собрались неподалеку, - в них было видно все разнообразие типичной бахчисарайской породы.
Может быть, татарским дамам и лучше прятаться на людях под чадрою, как того требует их религия, потому что, как я совершенно не сомневаюсь, их затмили бы красивые еврейки, которые в своих элегантных уборах смотрелись куда красивее, чем их закутанные товарки.
В караимских женщинах не видно ничего от израильского племени: у каждой - греческий нос с тонко вырезанными ноздрями, гордо вздернутая верхняя губа и изящное очертание рта, почти отрицающее их еврейское происхождение, в то время как глубоко посаженные большие глаза так мощно усиливают эффект, что белые покрывала feredjes (Олифант пишет это слово как fereedje, уже мало что могут добавить к их красоте.

Женщины, собравшись под старинной аркой, смеялись и критиковалы прохожих – занятие, которое господин и хозяин каждой не одобрил бы: всякий правоверный, разделяя предрассудки своей конгрегации, ревностно охраняет женскую часть своего общества. Рядом с ними беспокойно крутились цыганки, занятые своим известным во всем мире ремеслом попрошайничества и воровства, для чего они вышли из своих домов-пещер в скалах, одетые по-дикарски и взлохмаченные,

У меня создалось впечатление, что из русских в Бахчисарае были только солдаты - охрана ханского Дворца. Потом мне объяснили, что, по императорскому указу, русским было запрещено селиться в этой долине – весьма необычный пример щедрости и заботы со стороны правительства.

Глава XXI

В один из дней мы отправились пешком по долине, в которой почти полностью укрылся Бахчисарай. Долина оканчивается узкой расщелиной, где имеются пещеры. В них проживают лишь цыгане. Пройдя расщелину, мы неожиданно мы неожиданно выбрались из глубокой тени от обрывистых скал на некую загадочную лощину, густо поросшую великолепными дубами и березами. Извилистая тропинка ныряла в тенистые укрытия – и тут мы стали бродить по лабиринту из могильных камней, сделанных в форме саркофагов и покрытых надписями на иврите. Это была Иосафатова долина – многовековое кладбище караимов-евреев, которые и до сих пор предпочитают укладывать свои кости рядом с захороненными предками, – таким образом, усопшие обитатели Иосафатовой долины своим числом намного превышают численность караимского населения любого города в Крыму.

Мы проследовали узкой дорожкой еще около мили, и нас все время окружали эти потрясающие камни – память о народе, который, независимо от того, в какую сторону света его бы ни заносило, всегда сохраняет глубочайшее почтение к этому месту, одухотворенному священной памятью.
Лес вдруг оборвался у пугающего обрыва, и с его головокружительной высоты открылся великолепный вид.

На расстоянии нескольких миль от нас, среди камней, возвышалась коническая скала Тепе-Керман, склоны которой были все изъедены многочисленными таинственными пещерами и кельями. Вдали виднелась гора Чатыр-Даг, открывая приморскую горную цепь... Все это создавало фон для великолепного и разнообразного пейзажа. <...>

...Направо виднелась, увенчивая собой ближайший холм, полуразрушенная крепость Чуфут-Кале ...
Здесь, тоже зажатая узким пространством, лежала древняя татарская столица, почти скрытая садами – этим богатейшим покрывалом насыщенного зеленого цвета... Когда татарские ханы оставили Чуфут-Кале ради более благоприятной нижней долины, эта уникальная крепость стала местом жительства исключительно для евреев-караимов, а они жили здесь с незапамятных времен, любили это место и всегда сохраняли с ним глубочайшую духовную связь: оно было колыбелью их секты, и у этой скалы они находили вечное убежище во времена преследований.

Так как нам сказали, что население в Чуфут-Кале – исключительно еврейское, мы ожидали увидеть в городе толпы живописно одетых мужчин и красивых женщин; однако, пройдя через городские ворота и по улицам, естественно вымощенным горной породой, мы, к своему изумлению, не встретили ни души. К нам бросилось несколько собак, что вынудило нас к обходу остальной части города с припасенными на всякий случай булыжниками. Кругом, казалось, все было пустынно: не только на городских улицах никого не было, но и на наш стук не открылась ни одна дверь. Из этого я заключил, что, возможно, кто-то недавно уже похоронил в Иосафатовой долине последнего обитателя Чуфут-Кале - но как раз тут из трещины в ставне послышался хрипловатый голос, что-то бормотавший, затем к нам вышел ветхий, слепой старик – наверное, тот самый, о котором я размышлял; он опирался на палку; старик предложил проводить нас к синагоге. По пути к ней нам встретилась небольшая группа, т.е. двое мужчин и мальчик, и те присоединились к нам...

Почтенный рабби, который вышел к нам и повел нас в синагогу, занимает самое высокое положение в иерархии караимского духовенства; подумалось, что это довольно странно: центр секты, разбросанной по России, Польше и Египту, находится здесь, прилепленный к недоступной скале.

Синагога представляла собой простое, ничем не примечательное здание – по крайней мере, на мой неискушенный взгляд, она не отличалась от любого другого еврейского храма. Нам показали несколько великолепно оправленных копий манускриптов Священного Писания. Здесь печатается и преподается в школах только Книга Моисея; караимы заявляют, что их Ветхий Завет – самый подлинный.

Имя этого народа, по мнению Рихтера, происходит от частей kara и -ite, по-арабски означающих «черная собака» - вполне возможный эпитет, приложенный магометанами к презираемому ими народу. Более общепринятым и, скорее всего, более верным является толкование от слова kara (Писание), так как караимы строго придерживаются его и не признают авторитет Талмуда (интерпретаций, даваемых раввинами). Талмудисты обвиняют караимов в саддукейских заблуждениях. Эта вражда не имеет большого значения здесь. Куда более заметны иные различия в материальной жизни обеих сект – например, в различной степени близости отношений, запрещенных в браке, в законах, регулирующих право наследования – и особенно в отношении к полигамии. По утверждению раввинистов, раскол произошел сравнительно недавно, но сами караимы утверждают, что он случился еще до Вавилонского пленения. Как все евреи вообще, караимы придают огромнейшее значение воспитанию своих детей и обучают их в школах при синагоге.

Около пяти тысяч караимов, которые проживают в Польше, почитают старого раввина в Чуфут-Кале как своего духовного вождя. Говорят эти люди изначально приехали туда из Крыма.

Но главное отличие между караимами и талмудстами, которое сразу заметно новому пришельцу, лежит не в доктрине и не в законах жизненного уклада. Самый яркий контраст между обеими сектами – в неизменно присутствующих чертах характера и в образе жизни. Так, например, простое слово караимского торговца во всем Крыму воспринимается как подписанный договор. Давно стали пословицей эти две крайние степени честности и нечестности еврейского народа – поразительно, как могли две ветви одного и того же дерева принести столь различные плоды? Возможно, честь караима обусловлена его приверженностью исключительно Ветхому Завету и непризнанию иных традиций и раввинских интерпретаций, которым его собратья позволили взять верх над авторитетом Писания? Такой взгляд будет, возможно, слишком определенным, но все же не поверхностным, особенно если подумать, что и в наш просвещенный век, в христианской церкви, есть те, кто подобны талмудистам по духу и сами втянуты в подобный процесс.

Почти все караимы заняты торговлей и производством, и потому принцип крайне педантичной честности, свойственной им, привел к тому, что их народность успешно процветает в экономической жизни: словно сделано исключение в судьбе этого интереснейшего народа, чьи несчастья здесь столь замечательно вознаграждены; возможно, единственное ныне существующее чисто еврейское поселение крепости Чуфут-Кале – убежище, предоставленное самим Богом тем, кто поклоняется ему в наиболее чистой вере своих предков. Но, к сожалению, население Чуфут-Кале сократилось до очень небольшого числа, так как торговля возросла, возможности расширилась, и для многих более выгодно стало селиться в местах более подходящих, чем у скалистых уступов одного из высочайших горных подъемов Крыма. Так, население морского порта Евпатория состоит большей частью из караимов (около двух тысяч человек), и некоторые из них - очень богатые купцы.

Теперь я уже не дивился тишине и пустынности улиц и тому, как густо населена могильными камнями Иосафатова долина: я узнал, что все верные караимы, рассеяные по Крыму, приезжают сюда, когда ощущают признаки близкого конца, чтобы здесь умереть. Есть в этом нечто очень трогательное – в последней дани благословенному месту, с которым связано столь многое, и я никак бы не упрекнул в приторной сентиментальности всех тех приверженцев караимской секты, кто желал покоиться рядом со своими предками в прекрасной Иосафатовой долине...
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Ср Май 08, 2013 9:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
В целом, в иудаизме в настоящее время преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа


А вот тенденциозное утверждение, отрицающее такую возможность!

Крымские караимы (караи) – малочисленный тюркский народ, сложившийся как этнос в Крыму.
Термин «караимы», обозначавший принадлежность к религии (караимизм), со временем для крымских караимов стал этнонимом. В настоящее время в мире всего 2000 караимов, из них в Крыму – 800.

Крымские караимы относятся к тюркской группе алтайской семьи народов. Тюркское происхождение караимов однозначно доказано антропологическими исследованиями.
Поэтому любые другие версии происхождения караимов (к сожалению, всё ещё циркулирующие в литературе и имеющие заказной характер), построенные только на вольной трактовке вопросов истории и религии, являются несостоятельными, а порой и специально сфальсифицированными.

Отрицание тюркского происхождения караимов вопреки достоверным данным антропологии похоже на попытку причислить представителя негроидной расы с явно выраженными антропологическими признаками этой расы (цвет кожи, форма губ, строение черепа и т. д.), например, к французам, только на основании того факта, что он проживает в Париже, исповедует католицизм и использует при письме латинский алфавит.
Одним из самых убедительных доказательств тюркского происхождения крымских караимов является результат краниологических исследований (изучение строения черепов), предпринятых российским ученым, академиком В. П. Алексеевым (1971), который подтвердил, что крымские караимы являются потомками хазар и не имеют по происхождению ничего общего с евреями.
На основании краниологических данных Алексеев утверждает, что караимы возникли в результате генетического контакта пришедших в Крым хазар и местного населения полуострова (подразумеваются древнейшие европеоидные жители Крыма – тавры, киммерийцы, сармато-аланы и готы).
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Вт Дек 03, 2013 12:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Исключительно редкая книга Симы Ельяшевича «Его Преосвященство Караимский Гахам Серайа», посвященная крымским караимам, вышла в Феодосии в 1917 году. Это апологетическое сочинение было призвано защитить авторитет самого известного караимского лидера Серайи Шапшала, оболганного демократической прессой и лично журналистом И.А. Гореликом. В книге в очередной раз высвечиваются традиционно непростые отношения между караимской и еврейской общинами. Караимы — еврейская секта, возникшая в начале VIII века в Багдаде, чьи последователи верили в святость Писания, отрицая при этом Талмуд и раввинистические традиции.


Главный герой публицистического памфлета — Серайа Маркович Шапшал (1873–1961), караим по происхождению, религиозный и общественный деятель, востоковед. В 1899 году он окончил факультет восточных языков Петербургского университета и затем служил дипломатом в Персии, где стал воспитателем шахского наследника. Случай это совершенно не банальный — караим (читай почти еврей) занимается воспитанием наследника престола крупнейшей мусульманской державы.

Однако в Персии происходит революция и разгорается гражданская война (1906–1909), в результате которой Шапшал вынужден покинуть страну и вернуться в Петербург. Он получает должность в Министерстве иностранных дел, становится членом Русского археологического общества, а также товарищем председателя Общества русских ориенталистов. В 1915 году он избран гахамом (главой) Караимского духовного правления Таврического и Одесского. В 1919 году Шапшал уезжает на Кавказ, а оттуда в Стамбул, а в 1928 году его приглашают в Вильно, где избирают гахамом караимских общин Польши и Литвы. Тогда же он становится профессором филологического факультета Виленского университета.

В 1930 году Шапшал получает степень доктора философии за диссертацию «Караимы в Крыму, Литве и Польше». В этой работе он впервые пытается доказать тюркско-хазарское происхождение восточноевропейских караимов. Вопрос этот до сих пор не прояснен, однако большинство караимов склоняются сегодня именно к версии Шапшала. В 1930-е годы он создает теорию тюркской самоидентификации восточноевропейских караимов, которая в дальнейшем способствовала их полному разрыву с еврейским народом и частичной «деиудаизации». В 1939 году Шапшал обращается в Министерство внутренних дел германского Рейха с просьбой об изучении вопроса об этническом происхождении караимов. После оккупации немецкими войсками населенных караимами областей Восточной Европы это обращение было тщательно рассмотрено германской администрацией на предмет нееврейского происхождения караимов. В связи с тем, что нацистское руководство положительно решило этот вопрос, караимы избежали геноцида. Своим спасением община безусловно обязана одному человеку — Серайе Шапшалу.

В книге Симы Ельяшевича, которую мы публикуем сегодня, обсуждается совершенно забытый сейчас эпизод начала века, когда Шапшал находился при дворе персидского шаха. Автор пишет о революционных событиях в Персии (1907–1908), пытаясь на их примере показать опасности любых революций и проводя параллели с происходившим тогда в России. События тех революционных лет в Персии действительно напоминают российские (неслучайно книга выходит в 1917 году). Шапшал, человек, снискавший необыкновенное уважение как у правителей страны, так и у народа, естественно, был тогда на стороне шаха и его наследника, стремясь по возможности избежать любых крайностей.

Корреспондент газеты «Русское слово» И.А. Горелик, посетивший Тегеран в 1908 году, публично на страницах газеты обвинил Шапшала в том, что он, как реакционер и враг революции, ответственен за казни повстанцев. Защищая Шапшала, Ельяшевич пишет, что Горелику пустых слухов «было совершенно достаточно, чтобы тайная месть загорелась в душе талмудиста, еврея, всегда завистливого там, где он встречается со случаем блестящей карьеры караима». Он приводит малоизвестные факты, в частности о том, что, когда в июле 1908 году в еврейском квартале Тегерана вспыхнул погром, а власть бездействовала, Шапшал был единственным представителем двора, кто пошел в этот квартал и, обратившись к погромщикам, сумел остановить резню.

«Бездарный одесский борзописец» и «враль» Горелик не сумел испортить карьеры блестящему ученому, а также прозорливому политику Шапшалу, который закончил свои дни, будучи старшим научным сотрудником Института истории Академии наук Литовской ССР. До сих пор эта противоречивая фигура вызывает горячие споры между учеными и караимами, которые вновь и вновь готовы отстаивать правильность точки зрения Шапшала по вопросу о происхождении своего народа.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Знаки времён:жизнь и судьба -> Новый форум №1 Часовой пояс: GMT
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS