Список форумов Знаки времён:жизнь и судьба

Знаки времён:жизнь и судьба

Добро пожаловать на форум!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Являются ли караимы евреями?
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Знаки времён:жизнь и судьба -> Новый форум №1
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 1:13 pm    Заголовок сообщения: Являются ли караимы евреями? Ответить с цитатой

Дождливым осенним вечером 1941 года в дверь каморки в полуподвале дома номер восемь по Шорной улице громко постучали. Еще недавно здесь жил дворник, но с 16 июля, когда по приказу германских властей евреи оккупированного Минска были переселены в специально отведенный для них район, в каморке оказался профессор Иоффе с женой.
Громкий стук в дверь обычно не сулил обитателям гетто ничего хорошего...
Профессор переглянулся с женой и приблизился к двери. Прихожей не было, дверь открывалась прямо на улицу.
- Кто там? - спросил профессор, на всякий случай по-немецки.
Вежливый голос ответил на безукоризненном немецком:
- Могу ли я поговорить с господином профессором Иоффе?
Профессор с трудом отодвинул засов, явно рассчитанный на силу дворника, приоткрыл дверь, пропуская в комнату высокую фигуру в мокром черном плаще.
Вошедший стянул с головы капюшон, пригладил ладонями растрепавшиеся волосы и посмотрел на профессора. Его молодое румяное лицо со светлыми глазами кого-то напоминало.
- Чем могу быть полезен? - спросил профессор по-немецки и поклонился - такой вопрос следовало задавать с поклоном, он усвоил это в юности, в Берлинском университете.
Молодой человек развел руками и сказал по-русски:
- Неужели я так здорово изменился? Семен Евсеевич, это же я, Раухе, не узнаете?
- Господи! - скорбно выдохнул профессор. - Алик! Ну как я мог не узнать вас сразу? Входите, входите!
Входить было некуда, Раухе и так был в комнате. Он снял мокрый плащ и, свернув, положил его на пол у двери. Рядом с плащом он поставил толстый портфель.
- Позвольте представить вас моей супруге. Ева, это Алик Раухе, ты слышала о нем тысячу раз. Ну, диссертация по хазарам... Помнишь, его статья в «Вестнике» наделала шуму?
Раухе покраснел и замотал головой:
- Что вы, Семен Евсеевич!..
Представляясь Еве Исаевне, он шаркнул ногой:
- Альберт Раухе. Очень приятно.
Его отглаженный костюм странно контрастировал со всей обстановкой.
Ева Исаевна освободила для него единственный табурет, а сама села на кровать, покрытую стеганым одеялом.
- Садитесь, прошу. Видите, как живем?..
Она повела рукой, словно приглашая осмотреть закопченные стены, расшатанный деревянный стол, железную печурку в углу.
- Это не самое страшное, - сказал профессор, присаживаясь на кровать рядом с женой. Он сильно похудел за то время, что Раухе его не видел, лицо потемнело, но длинные седые волосы не поредели, и голубые глаза все так же ясно смотрели из-под густых бровей.
- А что самое страшное? Каждый день ждешь... - ее голос прервался, она плотно сжала губы и закрыла глаза.
- Ладно, Ева, - профессор дотронулся до ее руки. - Не надо опять об этом... Давай лучше послушаем Алика.
Он повернулся к Раухе:
- Как вы очутились здесь? Вы ведь в гетто не живете, верно?
- Нет, нет, я живу в Берлине. Собственно, вся моя семья живет в Берлине: мой отец получил назначение на довольно большую должность.
- В Берлине? - переспросила Ева Исаевна.
- Да в Берлине. Я служу в Министерстве по делам восточных территорий. Мы переехали еще в начале августа... - Он смущенно улыбнулся. - И знаете, с тех пор я ни разу не говорил по-русски.
- Значит, в министерстве? - перебил его профессор.
Раухе пожал плечами:
- Я научный консультант по истории и этнографии южной России - это, собственно, и есть моя специальность. Люди в министерстве, между нами говоря, не особенно разбираются во всем этом. - Он вдруг рассмеялся. - Простите, я вспомнил, как один коллега на днях перепутал грузин с гуннами, а другой всерьез утверждал, что цыгане - потомки скифов. Так что, видите, с какой публикой приходится иметь дело.
- Вижу, - неопределенно отозвался Семен Евсеевич.
- Я это рассказываю не без умысла. Я ведь к вам по делу: как раз с одним из вопросов.
- Насчет грузин и гуннов?
Раухе вежливо улыбнулся шутке профессора:
- Нет, гораздо хуже - насчет караимов. Вы не представляете, что творится в министерстве из-за этих караимов. Прямо война междоусобная...
Раухе встал с табуретки и попытался пройтись по комнате, но тут же натолкнулся на стену и сел на место:
- Они просто одержимы хазарской теорией! Столько серьезных работ написано - взять хоть ваши! Казалось бы, камня на камне не осталось от этих выдумок, ан нет - поговорите с моими коллегами, они вам скажут, что это точно: караимы происходят от хазар. А какие доказательства? А вот, караимы говорят на тюркском языке. Простите, я им возражаю, восточноевропейские евреи говорят на идиш, то есть на германском диалекте. Но не станете же вы утверждать, что они произошли от немцев?
Раухе сокрушенно всплеснул руками.
- Знаете, Семен Евсеевич, по-моему, хазарская теория сродни мифотворчеству. Жили когда-то хазары... Пушкин их упомянул... А тут вдруг перед тобой - живой потомок хазар. Романтично, что ли? А последователь еврейской секты - не романтично.
- Да нет, Алик, - профессор Иоффе вздохнул. - Я думаю, все гораздо проще: сами караимы в России настаивали на этой теории... правильнее сказать - гипотезе. Соображения у них были сугубо практические: отмежеваться от еврейства, чтобы к ним не применяли антиеврейских законов. Все это носило чисто конъюнктурный характер поначалу. А потом - пожалуйста - «теория»... В других странах, в Египте, скажем, тамошним караимам и в голову не приходило отмежевываться от еврейского происхождения. Наоборот, на каждом углу кричали, что они-то и есть подлинные евреи!
- Господи, да я все эти доводы тысячу раз... - Раухе вскочил, схватил с пола свой портфель, открыл его и начал копаться в бумагах. Потом махнул рукой: - Я вам лучше так все расскажу, без этих докладных.
Он сделал паузу и продолжил:
- Не знаю, каким образом, но еще до войны, в циркуляре от второго января тридцать девятого года было записано, что караимы произошли от хазар и потому в расовом отношении ничего общего с евреями не имеют. Затем начинается война, наши вступают в Польшу, Литву; на восточных территориях оказываются тысячи караимов - и никто их евреями не считает. Наконец, наши приходят в Крым, и вот там начинается!.. Кто такие крымчаки? Евреи? Но они неотличимы от караимов! Значит, и караимы - евреи? И вот уже в Киеве каких-то караимов хватают как евреев. А из Трокая, от главы караимов идут отчаянные жалобы. Появляются ходатаи: караимы-де - не евреи. К этому времени я уже работал в министерстве, и мне предложили написать объяснительную записку. Я пишу как есть: что крымчаки - евреи, что караимы - тоже евреи, но имеют некоторые религиозные отличия: не признают Талмуд, не верят в приход Мессии, не едят горячей пищи по субботам... Ну, вы знаете. И вот эта записка с сопроводительным письмом моего непосредственного начальника попадает к самому министру, к Розенбергу... Все это строго между нами, Семен Евсеевич, вы должны понять...
Раухе понизил голос:
- Тот, говорят, прямо рассвирепел. Что же получается? Циркуляр от тридцать девятого года неверен - и вся политика в этом вопросе ошибочная? А люди, которые все это делали, они здесь, в министерстве, и они, конечно, насмерть бьются за свою правоту. Ох, Семен Евсеевич, если бы вы только знали! До научной истины никому дела нет - у каждого своя чиновничья амбиция. Ну и пошло! Пишут опровержения на мою докладную, цитируют Фирковича, вытащили книжки советских ученых. Хазары - и все тут!..
Раухе перевел дух. Иоффе тоже молчал. Ева Исаевна сидела сосредоточенная, с закрытыми глазами, и невозможно было понять, слушает ли она разговор или прислушивается к звукам, доносящимся снаружи.
- Вот тогда я и придумал ход.
Раухе торжествующе посмотрел на супругов:
- Я сказал им: давайте проведем экспертизу. Давайте выслушаем мнение по этому вопросу крупных еврейских историков. Кто же может знать предмет лучше?
- Еврейских историков? - переспросил профессор. - Это, собственно, как понимать? Имеются в виду историки - евреи по национальности или специалисты по истории евреев?
- Ну, это значит: евреи - специалисты в данном вопросе. Там, в министерстве, меня отлично поняли. И согласились! Можете себе представить?
- Согласились, - проговорил профессор. - Ну, и кто же эти «еврейские историки»?
Раухе хлопнул себя ладонями по коленям:
- А уж кандидатуры подсказал я... Вы знаете, откуда я сейчас приехал?
- Из Берлина. По-моему, вы сказали - из Берлина.
- Я живу в Берлине. А сюда я приехал непосредственно из Варшавы. А там я виделся... догадайтесь, с кем? С профессором Балабаном!
- С Меиром? - оживился Семен Евсеевич. - Как он там?
Раухе покачал головой:
- Нельзя сказать, что хорошо... В общем, так же, как вы.
- В гетто?
- Да, но... Я сказал профессору Балабану, кое-что можно изменить... в известных пределах, конечно. Я никакой административной власти не имею, но я получил заверения своего непосредственного начальника, а он человек влиятельный и очень заинтересован в результатах этой экспертизы. В двух словах я могу объяснить ситуацию. Он в министерстве человек новый, и с большим будущим, как все говорят. Он не связан ошибками прошлого руководства и сразу поддержал мою докладную. Для меня это вопрос научной истины, а для него - карьеры...
- Если я догадался правильно, меня тоже привлекают для экспертизы?
- Конечно! Господи, разве я до сих пор этого не сказал? Вот же, вот же...
Он опять схватил свой портфель и извлек плотную коричневую папку. Из нее он бережно вынул документ на бланке, украшенном орлом со свастикой в когтях.
- Вот, пожалуйста, официальная рекомендация привлечь вас в качестве эксперта.
Он положил бумагу на одеяло рядом с профессором. Тот, не притрагиваясь, разглядывал ее с интересом. Через некоторое время он проговорил без всякого выражения:
- Чуть ли не все мои работы перечислены...
- А как же, - с гордостью отозвался Раухе, - я целый день провел в библиотеке. Это было не просто: в общем фонде их нет. Ну, вы знаете государственную политику в отношении неарийских ученых... Но в специальном хранилище я разыскал. Да! Можете себе представить, я держал в руках даже рукопись вашей диссертации! С вашими поправками - можете представить?..
Это замечание не произвело на Иоффе впечатления. Все тем же бесцветным голосом он сказал:
- Вы говорите - научная истина. А привлекли для экспертизы только противников хазарской теории: Балабана, меня... кого еще?
- И что из того? - Раухе искренне недоумевал. - Вы же сами говорите, что это никакая не теория, а просто политическая спекуляция...
- Да они их убьют! Они их будут убивать, как нас, ты что - не понимаешь? - вдруг прокричала срывающимся голосом Ева Исаевна. Лицо ее стало пунцовым. - Этих людей надо спасти, слышишь, Семен? Иначе их будут убивать, как евреев!
- Ева, ради Бога, успокойся! - Иоффе взял жену за руку. - Почему ты кричишь? Мы же только обсуждаем...
- Как ты можешь это обсуждать? Он предлагает уничтожить еще один народ - ты это будешь обсуждать?
- Почему же уничтожить? - запротестовал Раухе. - Караимы - евреи и должны разделять судьбу всего еврейского народа.
- Это значит - погибнуть! Вы, молодой человек, не знаете, что происходит? Нас заперли в гетто, сказали - чтобы охранить от толпы, но людей все время убивают. Уже два раза были погромы - власти ничего не сделали. На прошлой неделе опять расстреляли заложников... Люди мрут на этих принудительных работах... Неужели не ясно, чем это кончится?
- Ева, зачем ты все это говоришь?
- Как это «зачем»? Он приезжает из Берлина, от тех, кто все это сделал, и рассуждает с тобой о научной истине... А на самом деле они - убийцы, а он - с ними!..
Табуретка с грохотом отлетела в сторону. Раухе вскочил на ноги, лицо его было искажено. Он пытался что-то сказать, но не мог. Иоффе сжал руку Евы Исаевны, и она замолчала.
Тяжелая пауза длилась несколько секунд; наконец Раухе произнес:
- Я должен был... мне с самого начала следовало... - Он перевел дух. - Я вполне понимаю ваше положение, оно, действительно ужасно. Наверное, я должен был начать с того, что не одобряю многого... Зачем нужно запирать в гетто таких людей, как вы? Или профессор Балабан? Все эти жестокости мне неприятны. Но от меня ничего не зависит. Мое дело - история, а этим занимаются другие люди. Если бы вы знали - какие... Но все же решения принимают не эти люди, они лишь исполнители. А такого решения - намеренно истребить целый народ - не существует. Я это могу сказать определенно, я бы сказал, если бы такое решение где-то приняли. - Голос его окреп, он говорил уже спокойно. - А что касается караимов, то, Ева Исаевна, стоит ли за них так беспокоиться? Вы знаете, сколько они причинили вреда остальным евреям? Сколько гадостей о евреях написали караимские хахамы? Один Фиркович чего стоит! Это он в 1859 году написал в Петербург, в сенат: «Караимам не присущи те пороки, которыми обладают евреи». Потому что-де, когда евреи распяли Христа, караимы жили в Крыму. А караимы как еврейская секта только появились через восемь веков после Христа... И вот эту чушь надо терпеть? Семен Евсеевич, неужели истории больше не существует?
Ева Исаевна хотела что-то сказать, но профессор опять сжал ее руку - она только покачала головой.
- Не знаю, Алик, что случилось с историей, - проговорил Иоффе. - Я больше ничего не понимаю...
- Но мы говорим о происхождении караимов, о том, что к хазарам они отношения не имеют. Хотя бы потому, что хазары исповедовали иудаизм в его обычном виде - с Талмудом, Мессией, раввинами, а караимы - нет! Это же исторические факты!
Профессор Иоффе покосился на лежавший рядом с ним на кровати документ - имперский орел со свастикой в когтях хищно смотрел по сторонам.
- Не знаю, Алик. Все это совсем не просто...
- Но позвольте! Не согласитесь же вы с хазарской теорией?
- А почему нет? - сказал профессор, твердо глядя в глаза Раухе. - Вполне возможно... Караимы говорят по-тюркски, как хазары...
Раухе дернулся, как от удара. Он хотел что-то сказать, затем резко повернулся к стенке, схватил с пола свой плащ и начал его надевать. Рука застряла в рукаве. Он высвободил руку, бросил плащ на пол. Затем повернулся к профессору:
- Как вы можете, Семен Евсеевич?! Слышать такое от вас... от вас! Вы для меня были всегда воплощением ученого... если угодно - идеалом. - На глазах у Раухе выступили слезы. - Господи, вы, наверное, и не помните... Однажды на семинаре по скифам... вы еще, помню, запоздали. И вдруг заговорили не о скифах, а о науке - о ее великой истине, которая выше всякой конъюнктуры. Это ваши слова! Вы очень горячо говорили, и тогда, в тридцать седьмом году, они звучали потрясающе... Я нашел в них опору, смысл своей жизни. Посудите: в университете мне вбивали в голову, что главное - интересы пролетарской революции; дома отец шепотом объяснял историческую роль германской расы. А я знал, что на свете есть одна истина - наука! Как вы можете, Семен Евсеевич!..
Профессор тяжело вздохнул:
- Семинар по скифам? Я очень хорошо помню тот день. Это было девятнадцатого февраля, в тот день арестовали Якова, моего брата. И то, что я говорил вам, предназначалось не вам, студентам, а ему... Это были мои последние слова в нашем долгом споре. Он был младшим, я его очень любил, но мы спорили... Он был предан им, как... Он был героем Гражданской войны, командовал округом. Даже перед расстрелом - нам потом сказали - он кричал «Да здравствует Сталин!». Когда я говорил об исторической правде, он смеялся. Он повторял, что правда - это то, что в интересах партии. Я его очень любил. Меня не радовало, что в нашем споре я оказался прав. Я, в самом деле, был тогда убежден, что выше науки правды быть не может.
- Тогда?.. А теперь?
Профессор покачал головой:
- Не знаю, Алик, это очень сложно... - Он подумал и, показав на документ, сказал уже другим тоном:
- Хорошо, я принимаю предложение. Свое заключение я отправлю по почте. Ничего, если оно будет написано от руки? У меня нет машинки.
Раухе поклонился и надел плащ. Застегивая пуговицы, он сказал:
- Если вам безразлична наука, подумайте о жене.
Когда он распахнул дверь, Семен Евсеевич окликнул:
- Постойте! Я хочу вам объяснить. Я искренне так считал - тогда. Но с тех пор я многое понял...
Раухе стоял, придерживая дверь, и вопросительно смотрел на профессора, но тот больше ничего не сказал - он опустил голову и задумался. Тяжелые седые пряди закрывали его лицо.
Раухе пожал плечами и вышел.


В основе этого рассказа лежит исторический факт: три историка-еврея по запросу германского министерства дали заключение о происхождении караимов от хазар. Имена этих историков известны - никто из них до тех пор не был приверженцем хазарской теории, скорее наоборот... Считают, что благодаря этим трем заключениям караимы были объявлены неевреями и уцелели. Все три историка погибли в гетто.



[/b]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jaz



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 02.02.2010
Сообщения: 23

СообщениеДобавлено: Ср Фев 03, 2010 7:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Крыму караимов считают евреями и при этом не сомневаются. Не аргумент, а так, реплика.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Пт Фев 12, 2010 9:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Крыму караимов, в отличие от евреев и крымчаков (ортодоксальных иудеев, не дистанцировавшихся от евреев), немцы не уничтожали. Более того, нацисты всячески поощряли их к сотрудничеству.

По одной из версий, крымские караимы своим спасением были обязаны крымскому историку А.И. Полканову. В своей монографии "Крымские караимы", написанной в 1942 году и изданной спустя полвека, он категорически отвергает родство караимов и евреев. Более того, он придерживается идеи о существовании "исконной, непримиримой и агрессивной вражды, которую питали друг к другу евреи и караимы на протяжении многих веков, вплоть до нашего времени".
Родству между евреями и караимами он противопоставляет "вечную дружбу" караимов с крымскими татарами.

Проницательные критики объясняли такую его позицию тем, что она была рассчитана на "немецкое ухо" в связи с консультациями, которые историк давал нацистам насчет этнического происхождения караимов. Однако "глаза и уши" имелись не только у немцев.

Об этом свидетельствуют показания очевидцев и материалы архивов того времени, обстоятельно изложенные, к примеру, в посвященной коллаборационизму книге Олега Романько "Советский легион Гитлера". После освобождения Крыма советскими войсками около 200 тысяч крымских татар по обвинению крымско-татарского народа в сотрудничестве с нацистской Германией было в течение трех дней выселено в Сибирь и Среднюю Азию. Вместе с ними депортировали часть караимской общины (около ста человек). А.И. Полканов вскоре после войны был репрессирован, его реабилитировали в 1956 году.

Далеко не все караимы пользовались расположением немцев.
А. Фуки в упомянутой выше книге приводит такой факт. В мае 1943 года учитель физики и математики одной из школ Севастополя Арслан Ходжаш выбросился в знак протеста с четвертого этажа во время урока в тот день, когда ему должны были вручить немецкую медаль.

Читая об этом, как было не вспомнить о легендарных защитниках крепости Массада, которые на исходе Иудейской войны предпочли суицид позорному пленению римлянами! С обывательской точки зрения такая беззаветная отвага и мужество явно "неразумны". В этом именно контексте и воспринимают караимы строку поэта о "неразумных хазарах" как оскорбительную для них, считая себя их потомками.

Евреи, разумеется, в этом с ними солидарны…
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Пн Фев 15, 2010 6:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Существует мнение, что караимы - это потомки принявших иудаизм хазар.
Дата официального принятия хазарами иудаизма спорна. Одни датируют это событие 740 годом, а другие - 730 годом, когда иудаизм временно принял каган Булан. Но это был индивидуальный акт не распространявшийся не только на всех подданных, но даже на большинство знати.

В 737 году один из наследников Булана под нажимом арабов уже принимает Ислам. Окончательное же принятие иудаизма и, связанные с этим, широкие реформы скорее всего произошли лишь в 799 - 809 гг. в правление кагана Обадии.

Эти исторические события по-видимому и легли в основу книги Милорада Павича "Хазарский словарь".
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Чт Фев 18, 2010 5:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну что ж, продолжим эту весьма интересную тему.

После присоединения Крыма к России караимы постоянно стремились подчеркнуть свое отличие от евреев, небезуспешно домогаясь от властей различных льгот и привилегий.

В 1795 году Екатерина II освободила караимов, учитывая их небольшую численность (2400 человек), от уплаты двойной подати, которой облагались евреи России, и разрешила им приобретать земельную собственность.
К этому времени крымские и польско-литовские караимы оформились в особую этнолингвистическую группу. В 1827 году крымские караимы были освобождены, как и крымские татары, от воинской повинности. Стремясь еще более дистанцироваться от евреев, лидеры караимов в 1835 году добились того, чтобы членов их общины вместо "евреев-караимов" стали называть "русскими караимами ветхозаветного вероисповедания", а позднее и совсем просто - "караимами".

В Крыму они были земледельцами, а также владели табачными фабриками, фруктовыми плантациями и соляными копями. В отличие от них, евреи являлись, в основном, мелкими торговцами и ремесленниками.

После революции 1917 года часть крымских караимов эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию. Примечательно, что в армии барона Врангеля воевало 18 генералов-караимов, а один из 500 караимов-офицеров, служивших в царской армии, впоследствии стал в его правительстве министром финансов (Соломон Крым).

После прихода Гитлера к власти эти генералы обратились к нему с просьбой не считать их евреями и не подвергать тем самым какой-либо дискриминации или преследованиям. 5 января 1939 года министерство внутренних дел Германии вынесло решение. В нем отмечалось, что караимы не принадлежат к еврейской общине и что их "расовая психология" не является еврейской.

Этому решению сопутствует весьма поучительная версия, воспринимаемая подчас как легенда. Нацистские антропологи, запутавшиеся с измерениями параметров черепов, предложили трем известным историкам (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану и Ицхаку Шипперу) ответить на вопрос, являются ли караимы евреями.
Эти историки ответили отрицательно, понимая, что последовало бы за их утвердительным ответом. Еврейское происхождение этих светил воспринимается подчас как слабое звено этой версии, которая в глазах нацистов, этих представителей "сверхрасы", якобы не могла иметь особой ценности. Что можно здесь возразить?
Считают, что в третьем рейхе в ведомстве Геринга работали "нужные евреи" и что на попытки гестаповцев подобраться к ним он решительно заявил: "Я сам решаю, кто у меня еврей, а кто нет". Может, это тоже легенда?..

Немцы сдержали свое обещание и не стали уничтожать караимов на оккупированных ими территориях.
Исключением стали караимы Киева, которых в конце сентября 1941 года расстреливали вместе с евреями в Бабьем Яру. Основная "заслуга" в этой изуверской акции принадлежит украинским националистам, составлявшим 80% карателей Бабьего Яра.

Случай этот оказался, к сожалению, не единственным. В диссертации Е.А. Войтенко, посвященной Холокосту на юге России, сообщается о том, что 21 августа 1942 года в Краснодаре гитлеровцы убили свыше 3000 евреев и заодно расстреляли всех караимов.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 11:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово "караим" происходит от древнееврейского "карай" - "чтец", тот, кто признает только писаный закон.
Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту.
Их движение отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев.
Например, они понимали стих книги Шмот как запрет на использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день в темноте. Возникающее мрачное настроение еще более усиливалось запретом выходить из дома в субботу куда-либо помимо синагоги.
Из-за споров о значении стиха (Ваикра, 23:15-16) караимы соблюдают праздник Шавуот (в память дарования Торы) в другой дань, чем это делают остальные евреи и не отмечают Хануку, поскольку в Библии этот праздник не упомянут.
Широко практикуемые еврейские обычаи (такие, как возложение "тфилин" или запрет одновременного употребления мяса и молока) отвергаются, поскольку в Торе о них специально не сказано, а Устный Закон - не аргумент для караимов. Даже когда взгляды евреев и караимов совпадают - как, например, на право несчастливой семейной пары на развод - возникают проблемы. Слова и формулировки караимских декретов о разводе отличаются от тех, которые приняты у всех евреев, поэтому мудрецы постановили считать все караимские разводы недействительными.
По преданию, секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников - Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему.

Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущенный Анан перешел к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осужден на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись - это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов.

Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают ее клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков ранних еврейских сект (таких, как саддукеи), со времен Второго Храма подвергавших сомнению Устную Тору.

Существует мнение, что караимы - это потомки принявших иудаизм хазар. Дата официального принятия хазарами иудаизма спорна. Одни датируют это событие 740 годом, а другие - 730 годом, когда иудаизм временно принял каган Булан. Но это был индивидуальный акт не распространявшийся не только на всех подданных, но даже на большинство знати.
В 737 году один из наследников Булана под нажимом арабов уже принимает Ислам. Окончательное же принятие иудаизма и, связанные с этим, широкие реформы скорее всего произошли лишь в 799 - 809 гг. в правление кагана Обадии.

Эти исторические события по-видимому и легли в основу книги Милорада Павича "Хазарский словарь".
В первые века своего существования караимы успешно привлекали сторонников. В Х в. Саадья-гаон отдал немало сил борьбе с их интерпретациями Торы и еврейского права. Если он и не преуспел в деле убеждения самих караимов, то во всяком случае остановил своими трудами волну перехода евреев в караимское движение. Со времен Саадьи численность общины караимов никогда не увеличивалась, но и не исчезла до сих пор - немало для секты, которой уже двенадцать веков.

Ровно 600 лет назад - в 1399 году великий князь Литовский Витаутас (Витовт, Витольд) во время своих крымских походов захватил и переселил в Литву несколько сот караимских семей. Покинув свое историческое родовое гнездо Джуфт-Кале (Чуфут-Кале, Кырк-Ер), караимы рассеялись по всему свету. Народ, проявивший колоссальную жизнестойкость в жестоких исторических испытаниях, сегодня находится под угрозой полного исчезновения, превращается в человеческий реликт. Ныне всех караимов мира можно было бы, наверное, расселить в небольшом жилом микрорайоне. Однако многое из прошлого караимов так и остается до конца не выясненным.

Надо сказать, что все князья литовские, начиная с Витаутаса, очень хорошо относились к караимам. Великолепные воины, прекрасные всадники, караимы отлично дополнили войско князя. Не зависящие ни от кого, кроме князя, неподкупные караимы оказались самыми надежными стражниками. Основным местом их поселения в Литве стал г.Тракай. Позже караимы стали селиться в Паневежисе, Пасвалисе, Вильнюсе и других городах Литвы. Часть караимов из Литвы мигрировала в Польшу и Украину. Но еще раньше, в 1246 году, при княжении Данилы Галицкого на земли Галича переселилось около 100 караимских семей. Духовным и культурным центром литовских караимов стал (и продолжает оставаться) старинный Тракай. В 1441 году караимская община Литвы получила право на самоуправление (магдебургское право). В религиозном и культурном отношении она была подчинена крымскому гахаму, а с 1857 года - караимскому гахаму Литвы.

Так появилось поселение караимов в прибалтике, существующее до наших дней.
Имеется мнение и о постоянных дружественных контактах крымских караимов и крымских татар. На самом деле, судя по всему, эти отношения, как и в случае с евреями, носили двойственный характер. Наряду с дружбой и сотрудничеством существовал и изрядный антагонизм. В частности он проявлялся в постоянных дискриминационных мерах татарских властей Крыма против караимов, особенно возросших в правление последнего крымского хана Шагин-Гирея . Некоторые исследователи даже воспринимали Чуфут-Кале (одну из крупнейших караимских общин Крыма), как своеобразное гетто Бахчисарая. До революции караимы мало интересовались своим историческим прошлым. В царской России люди определялись не по национальной принадлежности, а по религии. Караимам достаточно было доказать, что их религия - не религия евреев, то есть не раввинский иудаизм, чтобы избежать тех ограничений и притеснений, которым подвергались евреи.
В 1795 году императрица Екатерина II освободила караимов от двойного налога, налагавшегося на евреев, и разрешила им получать земли во владение. Таким образом было положено начало разделению евреев и караимов в отношении гражданских прав.

В России XIX в. караимы были официально признаны особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство. Это буквально спасло тысячи караимов веком спустя, когда Германия вторглась в Советский Союз.

Один из самых странных эпизодов Катастрофы - обращение нацистов к трем еврейским ученым (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану и Ицхаку Шипперу) с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Чтобы спасти жизнь караимов, все трое ученых солгали, заявив о нееврейском происхождении караимов.

С началом войны над караимами нависла угроза полного уничтожения. Для фашистов не составило бы труда ликвидировать немногочисленный народ. Сейчас можно только удивляться тому, что гехаму караимов Серайя Марковичу удалось добиться направления из Германии группы специалистов по расовым вопросам.
Эти специалисты, поработав с истинно немецкой пунктуальностью, пришли к выводу, что караимы не относятся к семитской расе. Теперь нельзя было терять ни минуты времени. Шапшал бросился в Берлин, в министерство культов и получил там документ о том, что караимы - не евреи и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000(!) копий этого документа и разослал во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2010 12:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

> Он родился в 1898 году в семье одесского караима - сапожника Янкеля

> Малиновского и его жены-еврейки Леи. И назвали его тогда Рувимом. Вскоре

> Янкель оставил семью, и Лея, забрав 5-летнего сына, уехала к сестре в село

> Сутиски Винницкой губернии. Там вышла замуж, а отчим вскоре выгнал

> 14-летнего пасынка, не желая усыновлять его. Рувим вернулся в Одессу и стал

> жить у родного брата матери.

>

> Ему было 16 лет, когда началась Первая мировая война. И Рувим тайком

> забрался в эшелон 256-го Елисаветградского пехотно-го полка, следовавшего на

> фронт. Когда его обнаружили, запросился в добровольцы, до-кументов не имел,

> прибавил себе года, на-звался Родионом Малиновским, украинцем. И был

> зачислен в пулеметную команду. С этого времени и стал военнослужащим и

> оставался на военной службе 53 года. До самой смерти.

>

> За эти долгие годы был он пулеметчиком на германском фронте в России и во

> Фран-ции, куда попал с экспедиционным корпусом в 1916 году. Потом два года

> служил в 1-й марок-канской дивизии французского Иностранного легиона. В 1919

> году вернулся в Россию че-рез Владивосток и снова стал пулеметчиком. На этот

> раз в Красной Армии воевал до конца Гражданской войны.

>

> В этой армии он успешно прошел по всем сту-пеням служебной карьеры. В

> должности коман-дира батальона поступил в Военную академию им. Фрунзе. В

> 1937 - 1938 годах был замести-телем главного военного советника в

> республи-канской Испании, награжден двумя орденами. Но самое главное - не

> попал под каток унич-тожения военных кадров, стиравший лучших командиров

> Красной Армии в лагерную пыль накануне Великой Отечественной войны.

>

> Эту войну генерал-майор Малиновский встретил на южном крыле германского

> фрон-та. Его 48-й стрелковый корпус стойко обо-ронялся, переходил в

> контратаки и с боем выходил из окружения. На фоне тогдашней катастрофической

> нехватки способных и опытных военачальников генерал Малиновс-кий выгодно

> выделялся мужеством и уверен-ностью опытного профессионала.

>

> И уже в августе 1941 года он принимает командование 6-й общевойсковой

> армией. В ходе войны Малиновский командует еще дву-мя армиями и особо

> отличился во главе 2-й гвардейской. Эта армия стойко выдержала таранящий

> удар группировки генерал-фельд-маршала Манштейна, пытавшегося деблоки-ровать

> немцев, окруженных в Сталинграде. С февраля 1943 года Малиновский становится

> командующим фронтом. Он возглавляет пос-ледовательно Южный, Юго-Западный,

> 2-й Ук-раинский фронты.

>

> Командуя последним, весьма успешно про-водит Ясско-Кишиневскую, Будапештскую

> и Венскую операции. В 1944 году Малиновс-кому присвоено звание маршала

> Советского Союза. И, наконец, именно его Забайкальский фронт, преодолев

> горный хребет Большой Хинган, обеспечил полный разгром японской Квантунской

> армии.

>

> Венцом карьеры Родиона Малиновского стал пост министра обороны СССР, который

> он занимал 10 лет до самой смерти в 1967 году.

>

> Дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена Победы, еще 22 советских и

> иностран-ных орденов, этот этнический еврей в СССР числился украинцем и

> ничуть не стремился восстановить истину. Быть может, именно в этом секрет

> его выдвижения на самые высокие пос-ты. Родственники Малиновского в

> большинстве своем пропали еще в Гражданскую войну. Уце-левших уничтожили в

> оккупированной Одессе, там же пропали все документы местной караим-ской

> общины. Судя по всему, никто в советское время не изучал родословное древо

> Малиновс-кого. Это сделали члены редакционного совета Еврейской

> энциклопедии, изданной в 1995 году (см. том 2, стр. 232).
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Вс Мар 07, 2010 11:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Удивительные особенности общины крымских караимов

Перечислим некоторые из них:

Свои среди чужих, чужие среди своих. Многие столетия религию караимов по всему миру отожествляют с иудаизмом, чему караимы во всех землях и странах, включая и Крым, и Литву, сопротивляются, а крымско-литовские караимы, принадлежа ко всемирной караимской вере, сопротивляются еще и попыткам приписать их и к еврейскому народу ( в отличие от караимов других частей света, признающих свои еврейские корни). Крымско-литовские караимы относят свое происхождение к тюркским кочевникам-степникам. И чтобы обособится от других караимов, признающих свою этническую связь с еврейской родиной, караимы Крыма называют себя крымскими (крымско-литовскими) караимами или караями. Вообще слово караим с древнееврейского означает «читающий» или «человек книги, писания». Религия караимов возвращает нас к древним временам.



Израиль признает их евреями, Гитлер евреями их не признал. Во время нацисткой оккупации Крыма крымско-литовские караимы и, как пишут некоторые источники, лично последний гахан (каган) (т.е. хан ханов) караимский Хаджи Серайя Хан Шапшал ( в русской транскрипции Серайя Маркович Шапшал) добились официального признания немецкими властями крымско-литовских караимов народом, не относящимися к еврейскому, благодаря чему крымско-литовские караимы избежали нацистских репрессий. Но в Израиле караимов всех частей света до сих пор считают, как пишет полуофициальная «Еврейская энциклопедия», «еврейской сектой», хотя и принимают особые отличия крымских караимов, как иудеев, которые в древности ассимилировались с хазарами. Крымские же караимы считают, что они изначально хазары-тюрки, которые приняли караимскую веру, не имеющую ничего общего с иудаизмом, а скорее близкую раннему христианству. Позднее ряд семей крымских караимов переселился в Литовско-польское государство, граничащее в Средневековье с Крымским ханством. Так, по мнению крымских караимов, возникла народность крымско-литовских караимов или, как их обычно называют, крымских караимов.



Верные слуги крымского хана. Крымские караимы также подчеркивают свою невероятную преданность Крымскому ханству и его правителям. Их официальные публикации указывают, что даже после присоединения Крыма к России при императрице Екатерине Второй и изгнания последнего крымского хана, караимы добровольно собирали в своей общине дань для крымского хана и отправляли эти деньги хану в эмиграцию. Караимы отмечают свою роль при крымских ханах как своеобразной гвардии – гарнизона крепости «Чуфут–Кале», охранявшей крымскую столицу Бахчисарай. Также караимы распоряжались ханским монетным двором и тюрьмой для пленников хана. В тюрьме, охраняемой караимами, содержались многие знатные узники хана, включая московских бояр-заложников.



Каста, которой разрешали жить только в пещерных городах - крепостях. Но караимы при крымских ханах были также своеобразными узниками-изгоями, хотя и почетной кастой. При крымских ханах и османах караимам разрешалось жить только в крепостях «Чуфут-Кале» и «Мангуп», охраняя добро и узников крымских ханов. Эти крепости, расположенные на неприступных горных плато, включают себя и пещерные города



Название главной караимской святыни - крепости «Чуфут-Кале» (в переводе с тюркского «Иудейская крепость») стало употребительным в Крыму. Но караимы предпочитают называть эту неприступную горную крепость, где до сих пор функционируют караимские молельни – кенасы, «Джуфт-Кале» (в переводе «Двойная крепость» из за особенностей строения стен). Татары называли крепость «Кырк-Ор» («Сорок крепостей»- из за ее неприступности). Говоря об этой крепости, караимы всегда упоминают о том, что в этом сооружении укрывался последний хазарский каган перед окончательным падением Хазарского каганата тысячу лет назад. Однако каганы не исчезли тысячелетие назад,как думают многие. И так думают и Крымские караимы.

Наследник власти хазарского кагана наших дней – гахан караимский. Последний гахан (каган) караимский Шапшал управлял крымско-литовскими караимами до своей кончины в 1961 году, регулярно посещая «Джуфт Кале». Хотя советские власти вынудили кагана после второй мировой войны отречься от звания и стать простым советским ученым, но он оставался каганом в глазах караимов даже несмотря на такое официальное отречение.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Вт Мар 09, 2010 6:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Секреты караимов

Самуил Имас

Цитата:
«Караим?.. А что это за нация?! Других, что ли, не нашли?!»

Александр Казаков, завотделом науки райкома КПСС в Москве, в дальнейшем — вице-премьер, председатель Госкомимущества России, ныне член Совета директоров «Газпрома», курирующий проблему НТВ («Московские новости», апрель 2001 г.).


В детстве, в начале пятидесятых, — помню глухие разговоры в доме о караимах, которые «вообще-то те же евреи — но!..» — и палец указательный утыкался в небо, а интонация без сомнений означала; что уж они-то сумели устроиться... В чем это «устроиться» выражалось — мне было трудно тогда понять...

В дальнейшем — не раз и не два — заглядывал я в отечественные источники, но они были скудны и достаточно противоречивы. Так, «Большая Энциклопедия» в 1902 году сообщала, что «караимы — народность, вероисповедание. Язык — тюркский». Далее шел весьма живописный пассаж, который привожу дословно: «Видом караимы сближаются тоже с тюрками, но с более тонкими чертами и более развитыми бородами (?..), как бы являя собой тюрков с примесью семитской или (?..) индоевропейской крови.

По мнению известного ученого караима Фирковича, караимы суть потомки хазар. Впрочем, мнение это принято не всеми».

Советский Энциклопедический Словарь — через шестьдесят лет — кое-что уточнял: что-де термин «караим» — по-древнееврейски «чтецы» — обозначает принадлежность к вероучению (секта в иудаизме) и название народности — потомков тюркских племен, входивших в состав Хазарского каганата (IX-X вв. н.э.). То есть, надо понимать, с иудаизмом связь тут есть, а с этническими евреями — никакой...

Еще через двадцать лет, на последнем дыхании Советской власти, однотомный вариант того же Словаря был уже вовсе лапидарен: «Караимы — народ, небольшими группами живущий в УССР и Литовской ССР. Общая численность 3,3 тыс. человек. Язык — тюркский». И все. И никаких ссылок на «ученых караимов» или иных ученых, или какие-либо прочие исторические источники.

Создавалось впечатление сознательных умолчаний. Но — для чего? И отчего?

Заметим, что тот же последний советский однотомный Энциклопедический Словарь, определивший караимов как «народ» общей численностью в 3,3 тыс. человек, касательно евреев сообщал: «Евреи — общее этническое название народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах. Общая численность около 15 млн. человек».

Не будем сейчас комментировать эту «неадекватность» формулировок, а заглянем еще в некоторые отечественные издания.

Толковый словарь Ушакова в 1935 году уже несколько «проговаривался»: «...чтецы (караим) — подразумевается, чтецы Библии, — народность, происходящая от еврейской секты, отрицавшей Талмуд и признававшей только Библию (Тору)».

Но наиболее правдивый текст обнаруживаем в... «Научно — атеистическом словаре» 1969 г.: «Секта эта возникла в VIII в. среди евреев Вавилонии».

Далее идет уже забавно идеологизированный текст: «Талмудистов они смешливо именовали раббонитами, т.е. приверженцами авторитетов. (Чувствуете: нас подводят к мысли, что караимы — сиречь революционеры — С.И.) Служители ортодоксального иудаизма жестоко преследовали караимов. В какой-то мере (?) караимство было выражением глухого (?..) протеста народных масс еврейских общин Вавилонии против бесчеловечной эксплуатации, оправдываемой Талмудом и раббонизмом».

На чьей стороне авторы Словаря — сомнению не подлежит... Но все-таки неясно — отчего это «неравноправие». Ведь слово произнесено: караимы суть евреи...

Впрочем, к концу заметки авторы спохватываются и спешат добавить: «Со временем караимы превратились (?..) в особую этническую группу...»

Загадки накапливались, но ответа не было. Ясно было одно: вокруг караимов культивировалась некая историческая таинственность, природа которой интриговала и требовала разгадки...

Новое время принесло новые источники — и «тайны» караимов начали раскрываться.

Основателем караимской секты был Анан бен-Давид, живший в VIII в. в Вавилонии. Евреи в ту пору не подвергались этническим репрессиям, глава богатой и процветающей еврейской общины был приравнен к министру шахского двора (собственный слон для выезда...). И когда умер старый экзиларх (руководитель еврейской общины) два его сына сцепились в борьбе за власть.

Старший стал экзилархом, а младший (Анан бен-Давид) затеял религиозную реформу, рассчитывая привлечь к себе большинство евреев Вавилонии. Замысел не удался. К Анану примкнули немногие. Так и возникла еретическая иудейская секта — «признающие только Письменную Тору».

Когда в стране началась антиеврейская резня и насильственное обращение в ислам — еврейские беженцы (и среди них — караимы) устремились в державу кочевых племен хазар, вожди которой приняли иудаизм. А когда хазар разгромили славяне во главе с викингами — остатки еврейской общины бежали в дикий в то время Крым; где образовали две общины: евреи-раббаниты (крымчаки) и караимы.

Спустя столетия, когда стало ясно, что евреи в Российской империи — изгои, лидеры караимской общины обратились к царю с беспрецедентным заявлением: «Караимы не несут ответственность за распятие Иисуса, поскольку их предки, иранские евреи, жили в I в. н.э. — уже и изгнании, в Вавилонии!» На удивление, это заявление было признано резонным, и на караимскую общину не распространились дискриминационные антиеврейские законы Российской империи. Они имели право владеть землей, получать офицерские звания и даже дворянские титулы. На них не распространялись законы о черте оседлости и процентной норме...

Уже упоминавшийся Авраам Фиркович утверждал в своей книге, что евреи-раббаниты повинны также в смерти основателя секты караимов Анапа бен-Давида: «Не удивительно, что они убили даже Иисуса, сына Мирьям, праведника честного, непорочного и б-гобоязненного, спасшего большинство народов от древнего идолопоклонства...»

Фиркович подал прошение русскому правительству о том, чтобы караимов не именовали больше евреями, а упоминали в документах как «русских караимов».

Специалисты отмечают, в частности, что приписывание тюркского происхождения караимам на основании употребления ими татарского языка столь же «логично», как, предположим, утверждение «германского происхождения восточно-европейских евреев» — на основании использования языка идиш...

Любопытно, что «отделение» караимов от евреев происходило лишь в России. Караимы Египта, например, считали себя частью еврейского народа, а свое учение — «наиболее чистой и правильной версией иудаизма».

В 1938 году из Праги в гестапо пришло письмо: «Мы, российские дворяне, бывшие офицеры колчаковской, врангелевской и деникинских армий, белые эмигранты, караимы, заявляем, что никакого отношения к евреям не имеем, и просим — связанные с ними дискриминационные акты на нас не распространять».

Дотошные немцы через подставных лиц обратились к крупным раввинам вне Германии с вопросом, являются ли караимы евреями.

Религиозные авторитеты, как сговорившись, дали отрицательный ответ.

Вот так караимы Крыма, Польши и Литвы уцелели в огне Холокоста.

А после войны раввины так объяснили свой ответ: «Разумеется, караимы, даже отказавшись от еврейского народа — остались евреями. Но во имя спасения людей мы пошли на сознательную ложь».

Настойчивый отказ караимов от еврейских корней приобретает порой вполне анекдотический оттенок: среди своих знаменитых соплеменников, которыми надлежит гордиться (вполне еврейская, кстати, черта), указывают Мамая, Чингисхана и... Остапа Бендера, «сына турецкоподданного...».

Тотальная фальсификация и мифологизация истории караимов — это, по сути, мрачная тень антисемитизма, побуждающая отторгать их от еврейства (и самим им — отторгаться...).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Вс Мар 14, 2010 4:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В момент присоединения Крыма в России там жило около полутора тысяч евреев-крымчаков и примерно такое же количество караимов, которые также переняли обычаи и одежду крымских татар.
Караимы называли евреев "раббанитами", то есть сторонниками раввинских авторитетов, но в татарских документах и тех, и других именовали одинаково: "иехудилер" — евреи.

В разговорном языке крымские татары называли евреев-раббанитов "зюлюфлю чуфутлар" — "евреи с пейсами", а караимов они называли "зюлюфсюз чуфутлар" — "евреи без пейсов". Караимы — это представители иудейской секты, которая возникла среди евреев Багдада в восьмом веке.

В отличие от евреев-раббанитов караимы признают только законы, изложенные в Торе, то есть Письменный Закон, который Моисей получил в письменном виде от Бога на горе Синай. Но караимы не признают Устный Закон, полученный Моисеем от Бога в устном изложении, который передавался устно, из поколения в поколение и впоследствии был записан в Талмуде. Отсюда и возникло название — караимы, в буквальном переводе "читающие", то есть читающие Письменный Закон.
Со временем у караимов составился особый свод религиозных предписаний, и потому их образ жизни отличался и отличается от традиционного образа жизни евреев-раббанитов.

В двенадцатом веке еврейский путешественник Птахия из Регенсбурга обнаружил караимов в степях Северного Причерноморья, в "земле кедаров" — половцев и печенегов. Караимы по субботам не выходили из своих домов и не резали хлеб, субботние вечера проводили в темноте, — "и они сказали (путешественнику): "Мы никогда не слышали, что такое Талмуд".
В тринадцатом веке многие караимы переселились в Крым из Византии, и их центром стал город Чуфут-Кале — по-татарски "Еврейская крепость", который караимы называли "Сёла гаиегудим" — "Еврейская скала". В 1392 году великий князь литовский Витовт разбил крымских татар и угнал на север многих пленников: среди них были и караимы.
Их поселили в Троках (теперешний Тракай возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче, возле Львова, а позднее они расселились по другим городам Волыни, Подолии и Литвы.
В переписи населения города Луцка за 1552 год указаны "жидове, которые слывут караимове — Авраам Шмойлович, Богдан Мошеевич, Нисан Родкевич, Моисей Агронович, Иегуда Данков сын" и указаны "жидове-рабанове — Шмойло, Герцко, Мордуш, Ицка, Мошко, Песля вдова".

Отношения между караимами и евреями-раббанитами часто бывали напряженными. Караимы не заключали браков с раббанитами, по субботам не заходили в их дома и не ели их пищу.
Еще в Киеве Моше Изгнанник написал критическую книгу о религиозном кодексе караимов, а те "пришли в содрогание и очень этим огорчились". Но несмотря на ожесточенные споры, судьба караимов и их противников была поначалу одинаковой: и тех, и других изгнали из Литвы в 149S году; и тех, и других убивали без различия во времена Хмельницкого.
При разных правителях караимы пользовались одинаковыми правами с прочими евреями, платили одинаковые налоги и страдали от одних и тех же ограничений.
Но при Екатерине II караимам Крыма разрешили приобретать земельную собственность и освободили их от двойной подушной подати, которую платили все евреи.

В девятнадцатом веке караимские лидеры старались расположить в свою пользу влиятельных лиц в Петербурге и уверяли правительство, что они отличаются от евреев "примерной честностью, хорошим поведением и спокойным характером, приверженностью к трудолюбию и земледелию, преданностью к Высочайшему престолу и особыми услугами правительству". В результате этих хлопот караимов освободили от обязательной воинской повинности, отменили для них ограничения черты оседлости и позволили поступать на государственную службу.

Чтобы доказать полное отличие от евреев, караимский ученый Авраам Фиркович собрал большую коллекцию старинных еврейских рукописей в Крыму и на Кавказе. Многими подделками и приписками в этих рукописях, а также исправлением дат на могильных памятниках, Фиркович пытался доказать, что караимы пришли в Крым за несколько столетий до новой эры, не имеют никакого отношения к Талмуду и заслуживают иного отношения, нежели евреи-раббаниты. Этот довод он изложил правительству, и в 1863 году караимы — не разделявшие "талмудических заблуждений" евреев и отличавшиеся от них "по образу жизни" — получили равные права с прочими жителями Российской империи.

С этого момента их стали именовать в документах не "евреи-караимы", а просто — "караимы". Они не пострадали во время погромов 1881 года, а это служило, по их мнению, лучшим доказательством того, что "русский народ не считает караимов евреями и не признает их врагами человечества, как евреев".

Перед Первой мировой войной в Крыму жило около шести с половиной тысяч крымчаков, более восьми тысяч караимов и примерно тридцать пять тысяч евреев-ашкеназов, которые во множестве переселились в Крым после погромов 1881-82 годов. В 1941 году в Крыму было уже около семьдесяти пяти тысяч евреев, и среди них — около девяти тысяч крымчаков. В апреле 1942 года немцы объявили Крым "очищенным от евреев", уничтожив еврейское население городов и еврейских колхозов Крыма. Крымчаки потеряли тогда почти восемьдесят процентов своего состава, и после войны от этой общины осталось в живых около тысячи пятисот человек.
К 1980 году их было в Советском Союзе менее тысячи человек, а в Израиле крымчаки практически смешались с остальным еврейским населением страны.

После прихода Гитлера к власти караимы Германии попросили не считать их евреями, и министерство внутренних дел Третьего Рейха особо отметило тогда, что караимы не относятся к евреям, их "расовая психология" нееврейская, и потому на них не следует распространять антиеврейское законодательство.

Во время войны немцы не уничтожали караимов, и лишь в Киеве, Новороссийске и Краснодаре они разделили судьбу евреев. К 1990 году в СССР осталось менее трех тысяч караимов. Почти все караимы мира — из Египта, Турции, Ирака — переехали на Святую Землю после образования государства Израиль, и теперь в Израиле живет большинство караимов мира — около двадцати тысяч человек.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Ср Мар 17, 2010 9:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

РАИСА СЛОБОДЧИКОВА,
Филадельфия

НАТАЛЬЯ КИРИЛЛОВНА НАРЫШКИНА,
МАТЬ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО,
– КАРАИМКА?!


Работая над книгой «Романовы, Нарышкины и их потомки», автор на основании работ известных русских историков, воспоминаний современников XVII-XX веков, научных статей и с помощью Интернета осуществил поиск роли Нарышкиных в истории России. Среди изученных материалов было обнаружено сенсационное утверждение некоторых историков – «Петр Великий – потомок крымских караимов».

КТО ТАКИЕ НАРЫШКИНЫ?

По устному преданию, семья Нарышкиных считает себя потомками одного из знатных крымских мурз, перешедших в конце XIV века на службу к Московским князьям.

Из истории Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского следует, что Нарышкины, крымские караимы, появились на Руси в конце XIV века.

Литовский князь Витовт, славившийся своей воинственностью и агрессивностью, совершив набег на Крым, разбил татар и в качестве военной контрибуции в 1389 году увел в Литву несколько сот крымчаков, среди них – караимов. В их числе оказался караим Нарышко, который занимал весьма заметное место среди пленников. Поселили караимов в Тракае, часть мужчин взяли в личную охрану князя.

Агрессивность Витовта проявлялась и по отношению к некоторым русским княжествам, что создавало напряженные отношения между Московским и Литовским княжествами.
Чтобы сгладить их, князь Витовт в 1391 году выдает свою дочь Софью замуж за московского князя Василия Дмитриевича – молодого наследника Дмитрия Донского.
Обоз с дочерью Софьей и приданым прибыл в Москву под охраной караимских воинов, среди которых был Нарышко.

Нарышко оставляют на постоянное поселение в Москве для охраны молодой княгини. В дальнейшем потомки Нарышко, приняв православие и фамилию Нарышкины, становятся подданными русского государства.

По мнению известного историка-геральдиста князя Лобанова-Ростовского, в 1552 году в исторических документах числится воин Иван Иванович Нарышкин, убитый в Казанском походе, оставивший сиротами пять сыновей. В дальнейшем они несли весьма тяжелую службу в пограничных русских войсках.

А.А. Васильчиков приводит сведения о сыне Нарышко Забеле, православное имя которого Федор: он «был на Рязани наместником и жалован властями». Чернопятов В.И. утверждает, что «его сын, Исаак Федорович, был воеводой в Великих Луках».

В более поздних исторических документах записано (1576 г.), «В Рыльске – осадная голова Борис Нарышкин…».
Таким образом, начиная с XV-XVI вв., род Нарышкиных, постепенно разрастаясь, внедрялся во все сферы государственного управления на Руси.

В общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи, начатом в 1797 году записано: «Всему свету известно, что сего же рода Нарышкиных думного дворянина, бывшего потом окольничим и боярином Кириллы Полуектовича Нарышкина дщерь Наталья Кирилловна находилась в супружестве блаженной и вечнодостойной памяти за царем Алексеем Михайловичем, от которого супружества произошел Великий Государь Император Петр.
Рождением Петра Великого род Нарышкиных сделался на вечные времена славным».

Утверждение же, что Нарышкины по происхождению крымские караимы, можно найти и в трудах В.В.Нехлюдова (Старые портреты, Семейная летопись.), М.А.Миллера (Дон и Приазовье в древности), М.И.Артамонова (История хазар), М.С. Шапшала (Караимы в Крыму, Литве и Польше), Казаса М.М. (Караимы и Москва).

Академик М.С. Сарач отмечает причину удивительно хорошего отношения всей семьи династии Романовых к караимам. По его мнению, императоры знали о полукараимском происхождении своего великого предка, память о котором чтилась всеми.
Происхождение (в основном, немецкие корни) их самих сознательно или традиционно замалчивалось.

По мнению историков, Нарышкины, несомненно, происходили из знатного караимского сословия, и когда их спрашивали, почему они отказываются от русских титулов, то отвечали, что их род более древний, чем род Романовых.
За четыре с половиной века Нарышкины дали России многочисленных государственных, военных, политических деятелей, дипломатов, ученых, литераторов, руководителей театров, создателей архитектурных стилей и т.д.

Считается, что род Нарышкиных начинается с Ивана Ивановича Нарышкина и разделяется на пять ветвей (середина XVI в.).
Основателями каждой ветви были сыновья Ивана Нарышкина: Полуект, Филимон, Фома, Иван, Борис.
Полуект Иванович Нарышкин стал основоположником царской линии, правнук которого, Петр Великий, стал первым императором России.

В XVI в. отдельные представители этого рода попадают на воеводскую службу в далеких пограничных крепостях и на низшие командные должности в вооруженных силах. Особо среди них известен Борис Иванович Нарышкин, сотник в Большом полку армии Ивана Грозного во время Ливонской войны (1558-1583 гг.). Из его племянников наиболее известны Кирилл Полуектович (1623-1691 гг.) и Федор Полуектович (1625-1676 гг.), которые по традиции служили "выбором по Тарусе".

Кирилл Полуектович Нарышкин успел побывать в военных походах, на воеводстве в крепости Терки на Северном Кавказе и в Казани, в 1654 г. был стрелецким головой (полковником) в гарнизоне Смоленска. Именно в это время появляются сведения о Наталье Кирилловне (1651-1694 гг.), его дочери и будущей русской царице.

В 1655 г. Кирилл и Федор Полуектовичи Нарышкины оказываются в столице. Здесь судьба свела братьев с полковником рейтарского полка Матвеевым А.С., будущим боярином и царским фаворитом, другом детства Алексея Михайловича Романова, весьма влиятельным, хотя и неродовитым человеком.

С 1658 г. Нарышкины служат стряпчими в рейтарском полку Матвеева. Кроме того, один из братьев был связан с Матвеевым и родственными узами – Нарышкин Федор Полуектович женат на племяннице жены своего командира. Знакомство знаменитого Матвеева с семьей Кирилла Полуектовича Нарышкина, брата Федора Полуектовича, перевернуло судьбу его дочери Натальи, живущей в провинции. Матвеев предложил родителям отпустить Наталью в Москву в его дом на воспитание.

Через некоторое время молодая красивая девушка Наталья Кирилловна Нарышкина стала царицей России и матерью будущего императора Петра Великого.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Вс Мар 21, 2010 8:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Автор: БАЗИЛЯК Диана

Тракай - город трех озер. Озера - Гальве (Голова), Тоторишкю (Татарское), Бернардину (Бернардинское) - омывают вытянутый кишкой полуостров, на котором расположен город. В какой бы точке Тракая вы ни находились, на вас всегда будет дуть ветер ближайшего озера. По крайней мере, вам так будет казаться, когда спустя время вы попытаетесь восстановить в памяти этот день. Вы также попытаетесь просчитать, где именно должны столкнуться разнонаправленные ветра трех озер и предположите, что, должно быть, в самом центре, над памятником Иоанну Непомуку - покровителю вод, что на развилке улицы Витаутаса и Караимской - и тут же поймете, что ошибаетесь. Потому как вспомните, что именно на этом перекрестке ваш зонтик перестал выпрыгивать из рук. Куда исчезает ветер в Тракае, трудно понять. Да, наверно, и не нужно. Ветер, вода - стихии местности. Рассказывают, что князь Кястутис задумал строить замок именно здесь для своей прекрасной жены Бируте, которая выросла в Паланге - крае моря, дюн и сосен. Обилие воды должно было ей напоминать родину. Может, именно это удивительное сочетание стихий и дало возможность вырастить местным караимам особый сорт огурцов - "тракайский". Кстати, замок Кястутис начал строить на острове, рядом с которым вырос сегодняшний Тракай. Но этот Тракай никогда не был столицей Литвы, как это написано в путеводителях. Ею был Старый Тракай, что находится ближе к Вильнюсу. И об этом вам обязательно расскажут местные жители. Причем их любовь к истине не ограничивается историей. Если вы спросите у них, где лучше всего перекусить, то вам посоветуют: "Кафе, что сразу у моста", и свою рекомендацию будут аргументировать тем, что "оно государственное". А если окажется, что вы ищете настоящую караимскую кухню, то направят в "Кыбынлар", потому что "там хозяева - караимы". "Кыбынлар" начал работу только в июле этого года. Ресторан находится через дорогу от кенассы - храма караимов, в деревянном доме, окрашенном в зеленый цвет. Здесь готовят блюда караимской кухни. Название ресторана от караимского "кыбын" - "пирожок с мясом и капустой", "лар" - "много". У стойки бара дежурят смешливые юные официантки. Подушки на диванах, фото кухонного антиквариата на стенах, ковер, который одному из владельцев достался по наследству, - все эти детали призваны передавать атмосферу Востока. Над всем этим - потолок в виде розетки из дуба и красного дерева. "Это копия розетки в Чуфут-Кале, городе-крепости в Крыму, где раньше жили караимы", - с гордостью говорит совладелец ресторана Юрий ШПАКОВСКИ. Сегодня в Тракае живет около 80-ти караимов, да и во всей Литве их не так уж и много - 250. Как и прежде, больше всего караимов в Крыму, откуда, собственно, и прибыли в Тракай около 400 караимских семей шестьсот лет тому назад. Тогда литовский князь Витаутас - сын Бируте - пригласил этих знатоков военного искусства охранять замок. Естественно, что наш разговор с Юрием - представителем этой немногочисленной народности - начался с прошлого.

НЕВЕСТА ИЗ КРЫМА

- Караимы не были многочисленным народом, но наш народ всегда был уважаем. Караимы относятся к тюркской группе народов, наши истоки - во временах Хазарского царства. Язык принадлежит кыпчако-половецкой группе тюркских языков. Наиболее близкие из сохранившихся - карачаевский, балкарский языки. На бытовом уровне мы можем понять и казахов, и турков, и азербайджанцев. В свое время известный турецкий реформатор Ататюрк не случайно принял порядка 200 слов из караимского языка: караимы сохранили их первоначальное звучание. Насколько мне известно, в Украине есть общины караимов в Киеве, Харькове, Евпатории, Симферополе. При кенассе в Евпатории, кстати, работает кафе караимской кухни. Тракайским караимам повезло - у нас не отбирали храм. - Как удается сохранить небольшую общину при нынешних столь активных миграционных процессах? - Вопросы миграции всегда были болезненны. Это всегда разрыв существующих связей. Так, в годы Первой мировой караимы из Тракая начали возвращаться в Крым, в Россию: ведь среди караимов был очень большой процент офицеров царской армии. После второй мировой много отсюда выехало в Польшу. Но кроме миграции на численность общины влияли и другие факторы. Например, каждый год в начале лета мы собираемся на старом кладбище почтить память жертв чумы 1710 года, когда погибло немало караимов местной общины. - Когда идешь по Тракаю под осенним дождем, понимаешь, как трудно было здесь первым переселенцам. Когда вы были в Крыму, как ваш организм отнесся к его климату? - Он находился в полном равновесии. Никаких перепадов. - Не было впечатления, что вы - оттуда? - В какой-то степени, хотя я родился и вырос в Литве. Все мои предки, сколько помним себя - отсюда. Кстати, ведь кроме вынужденной миграции происходила и естественная: кто-то сознательно менял место жительства, заключались браки. С Крымом у нас всегда были связи. - Оттуда чаще женихи приезжают или невесты? - Трудно сказать - нет статистики. Последний известный мне случай - невеста.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2010 2:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересна религия караимов – они исповедуют учение еврейского проповедника Анана бен Давида, но при этом не признают Талмуд священной книгой, а попутно с иудейскими праздникам отмечают также и мусульманские.
Израиль принимает их на постоянное местожительство, хотя сами караимы евреями себя не считают. При входе в молельный дом караимов, называемый «кенасса», нужно, как и в мечети, снимать обувь, поскольку пол покрыт коврами.

И еще множество интересных и полезных фактов про людей и страны, культуру и искусство, традиции и современность, быт и географию на сайте http://prolis.ru

..........................................................................................................
Когда в Крым вошли немцы - караимы доказали, что они татары, а не евреи.
.......................................................................................................
Когда через 3 года татар депортировали - караимы доказали, что они евреи, а не татары.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Сб Апр 10, 2010 4:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По всероссийской переписи 1897 года насчитывалось 12,8 тысяч караимов.
В 2000 году на той же территории их оставалось в шесть раз меньше.

По данным переписи населения 2002 года численность караимов, проживающих на территории России, составляла 400 человек. Большая часть караимов проживает в настоящее время в Израиле (по разным оценкам от 7 до 20 тыс. человек).
Переселились они, воспользовавшись Законом о возвращении, "проголосовав ногами" за общность их последующей судьбы с евреями.

В Израиле им была предоставлена возможность поселиться компактными группами, и оказана правительственная помощь в обустройстве на новом месте. Большая их часть - уроженцы Египта, многие - из Крыма, Литвы и других регионов.
На новом месте они в большинстве своем перестали отрицать свое этническое несходство с евреями, но упорно отстаивают свою религиозную самобытность, требуя, в частности, создания своего собственного религиозного верховного суда Бет-Дина.

Еврейские ученые не сомневаются в этническом родстве евреев и караимов. Такой позиции придерживается, к примеру, Адин Штейнзальц, коснувшийся этой проблемы в своей книге "Еврейский вопрос".
В.Л.Вихновичем в его весьма интересной и обстоятельной книге "Караим Авраам Фиркович" высказывается мнение о том, что восточноевропейские караимы, как и крымчаки, представляют собой потомков различных еврейских и иудаизированных этнических групп.

В целом, в иудаизме в настоящее время преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа.
_________________
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pavel



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.12.2009
Сообщения: 460

СообщениеДобавлено: Пн Апр 26, 2010 11:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Для женитьбы караимам требовались: совершеннолетие, взаимосогласие, общеэтничность, отсутствие запретного родства.

Старались жениться на представителях дальних родов. В прошлом разрешалось породнение с близкими по крови тюркскими племенами при условии принятия веры. Разрешалось, но к XX в. стало исключением многоженство.

Женитьбе предшествовали обручение (после чего невеста не могла произносить имя жениха); предварительные подарки - хонжа и вечер кройки приданого в доме невесты. Свадьба (той) длилась семь дней и включала девичник в доме невесты и холостяцкую пирушку у жениха; купание невесты, посещение бани женихом; составление брачного договора; одевание невесты и жениха, венчание.

Жених с друзьями брили головы. Невесте красили хной волосы и ногти, выкладывали локоны - зилиф, отличавшие жену от девушки и вдовы. Обряды сопровождала музыка, песни, угощение, сбор средств для бедных. На седьмой день после венчания, в вечер подарков, молодой муж целовал матери руку и дарил ей шубу.

В выезде жениха в баню на лошадях, возвращении боевым строем со стрельбой и скачками видны отголоски умыкания невесты. В брачной церемонии использовали белый войлок или шкуру (как и кумыки, кызыльцы, баяты...).

К нашему времени свадьба упростилась. Сохранился обычай ставить молодых на шкуру и посыпать монетами и зерном. Почти утеряна религиозная обрядность.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Знаки времён:жизнь и судьба -> Новый форум №1 Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS